20131009

из дневника

Прошло лето , и завершён мой путь из Братиславы в Брест и обратно . Как уже принято , жизнь не даёт останавливаться на месте . Новые события и вопросы , встречи и впечатления наполняют её , делают стремительной и разнообразной . И я заметила , что всё это разнообразие и устремлённость жизни зависит от самой меня . Не представляю , какой она была бы , если бы я не заехала в Минск , в посёлок Энергетиков , в свою деревню , не зашла бы в свою школу . Все эти действия всколыхнули во мне воспоминания и чувства , и сейчас наступило время рассказать Вам о моей жизни , учёбе , мыслях , поступках и действиях , о моём окружении и всех вопросах , что стояли передо мной в девятом - десятом классах .

Пишу , вспоминаю , плачу и смеюсь , благодарю Душана , что освободил меня от всех обязанностей , и я свободно предаюсь воспоминаниям и встречам с самой собой в моём девятом классе . И ещё раз чувствую и понимаю , какой это был для меня упорный и тяжёлый год , какой он значительный был для всей моей жизни...

Кроме основных общеобразовательных предметов , в девятом классе появились предметы по производству , и в нашу школу к нам на уроки приходили колхозные специалисты - агроном и зоотехник . Нина Ивановна - колхозный зоотехник - нам что-то читала и рассказывала, в основном, о коровах и молоке , о чём у меня знаний было более , чем достаточно . Сельский агроном отличался незаурядными знаниями не только устройства трактора и проведению посевной или уборке урожая . От него и от его слов о земле и других простых вещах веяло новизной и фантастикой . И сам он был необычный : высокий , почти блондин , разговорчивый и доступный , он носил в себе идею , в которую мало кто верил , особенно я . Прищурив свой косой глаз ( а он у него всегда был прищуренный ), он улыбался и говорил :

- Увидишь , Соня , этих болот уже не будет . Это прошлое . Я их осушу . А там , где они были , посеем пшеницу , посадим огурцы и помидоры .

- А куда болото пропадёт ? - спрашивала недоверчиво я .

- Потечёт это по пути , который я ему укажу , - утвердительно и серьёзно отвечал агроном .

- А какой это будет путь ? - спрашивала я . - Где он будет ?

- А будет это на болоте канал , по которому вода пойдёт , куда прикажу .

- Например ? - настойчиво спрашивала я .

- В водохранилища . А в них рыба будет плавать ! - победно завершил агроном .

- Совсем как в сказке , не верю , - с ухмылкой ответила я .

- Увидишь...

Однажды мы шли вместе с ним в школу . Было весеннее утро , и солнце ласкало и грело , светило в глаза . Опять говорили об этом же , а он добавил :

- Ты так выросла ! И вся, как спичка , можешь мгновенно зажечь всё и всех .

Я не расспрашивала у него значение этого высказывания , но чувствовала , что его слова намекали на мой прямой и открытый характер. А тут и школа . Не было времени расспрашивать и выяснять значение сказанного .

В классе у нас были дружеские и тоже прямые отношения , все мы уважали слова " честь " , " честный " . Когда мы писали диктант или сочинение , ко мне ближе садились Коля Дейко , Славик Клеменя , Юреня Александр . Когда же писали контрольные работы по математике , я спрашивала, кто из них сядет ближе ко мне и поможет мне справиться с задачами и примерами или к кому могу присесть я . У нас были дружеские отношения с Марией Тарасюк , Голубец Яней , Юренями , Кузнецовой Людой , Тихончик Ниной . Но самой близкой и верной моей подругой была Дмуховская Ира, с которой мы встречались в коровнике и возле клуба , и у неё , а также у меня, дома . Летом мы вместе собирали ягоды и грибы , ходили в рыбхоз , навещали Люду . Пешком мы сходили с ней несколько раз в Гать навестить Тихончик Нину. Наш класс владел большими возможностями в плане организации вечеров отдыха , концертных программ . У нас были свои певцы , чтецы , музыканты , редакторы настенных газет . Интересно было то , что всем нам нравились такие мероприятия , и в этом нам очень много помогли наш новый классный руководитель Александр Михайлович Олехнович и учительница географии Тамара Павловна Мележ .

Однажды Дмуховский Коля ( он учился в десятом классе ) написал к своему сочинению по русской литературе эпиграфом слова из моего стихотворения " Родина " . Это разнеслось по всей школе . Все восхищались его поступком и моим стихотворением . Конечно же, об этом знали и учителя . Все ученики и учителя ожидали , что с этого будет . Но ничего не было , никто Дмуховскому Коле не сделал замечания по поводу его такого зачисления меня в поэты . А я ходила среди учащихся гордая и счастливая : мои слова и авторитет выросли в одно мгновенье .

Но уроки математики , как я ни старалась , не вызывали у меня восхищения , ни радости , ни удовольствия . Я прекрасно понимала , что во всём виновата сама : так запустила алгебру , а оттуда всё остальное - геометрия , тригонометрия - не шло на ум . Даже физика с химией при решении задач ! Сколько я не возвращалась сама , в одиночку , назад к понятному материалу , надеялась разобраться и искоренить свой недостаток знаний , чтобы идти вперёд к актуальному материалу , ничего у меня не получалось . В этом усилии было всё : борьба за знания по предметам, борьба за лучший аттестат в будущем и борьба за себя и свою честь .

- Ведь не такая я глупая , чтобы не одолеть школьную программу по математике !

Учитель математики Фёдор Никифорович предлагал свою помощь всем в классе , но кто бы из нас тогда его помощь хотел ?! Мы были рады , что уроки кончились , а он идёт домой . После его старательных и чётких объяснений алгебра ни в какую не хотела входить в мой ум . Никто в классе не мог похвалиться нормальным отношением к математике , а я очень переживала по этому поводу . Мне хотелось взять и штурмом выучить физику , разобраться во всех её формулах, выучить взаимодействия и реакции по химии . Но не тут-то было ! Один в поле не воин . Наступила ситуация , что нужно было смириться с оценкой " три " и не только смириться , но ещё и за неё бороться всеми возможными средствами .

И только литература раскрывала мне какие-то возможности , будила мои мысли и мечты и позволяла строить планы на будущее . И хотя я тяжело и мучительно переживала потерю своих учителей Антонины Антоновны и Ивана Антоновича , наша новая учительница литературы София Николаевна удержала во мне интерес и любовь к литературе , личному творчеству . Из литературы девятого-десятого классов , несомненно, и из примеров жизни , кино , я поняла тогда, какой и кем я могу и хочу стать в жизни : как я буду выглядеть , какие черты характера у меня будут ведущими . И я представляла себя молодой , конечно же красивой учительницей или писательницей , приятной в общении , элегантно одетой , где должен быть зелёный свитер и розовая блузка , а на голове шляпка , тёмная или светлая юбка , туфли ей в тон , а в руке обязательно книга . Я в жизни имела всякую одежду , юбки и туфли разных цветов , но вместе зелёного свитера с розовой блузкой у меня не было . А сейчас я уже немного постарела на такие яркие краски , но посмотрю, что можно придумать , чтобы осуществить эту мою мечту...

"В этот раз я не заслужила оценку " пять " , а " четыре " , - самокритично,"- с достоинством и укором неоднажды я сказала своей учительнице . В школе продолжались традиции выпускать настенную литературную газету ; раз в месяц устраивались вечера , готовились и проводились концерты художественной самодеятельности .

Однажды , кажется , осенью, мы сидели внутри школьного двора на скамейках , на одной из которых стоял бочок и ведро с водой и кружкой . Был перерыв , ребята затеяли вокруг нас беготню , а девчата то подбрасывали им какие-то слова , то, набрав в уста воды , брызгали, чтобы охладить их . Я , набрав воды , пустила её из уст на пробегавшего мимо Дейка Колю . Видимо , как раз угодила , потому что Коля на мгновение остановился рядом , схватил ведро и всю воду из него вылил на меня . Я вся была мокрая , одежда прилипла к моему телу . Плакать и жаловаться я не привыкла . Решала : куда идти ? Домой ? Через всё село ? Или в класс , где все будут смотреть на меня , в промокшей одежде ? И я решила , что в таком виде через всё село мне не будет нормально идти со школы домой . Я должна идти в свой класс ! Немного отжав волосы и концы платья , я вошла в свой класс и села на своё место за партой . Кто-то из учащихся ещё позднее зашёл на урок и сказал :

- Иван Григорьевич за дверями стоит . Подслушивает ! Тебя , наверное , Соня !

Урок вёл наш колхозный агроном , и я попросилась выйти из класса . Когда подошла к двери , я сильно толкнула её вперёд . Думаю, завуч понял , почему я тогда вышла . После урока объявили , что будет комсомольское собрание . Я почувствовала , что собрание созывают из-за случившегося, из-за меня , что я мокрая пришла на урок .

- Но куда я ещё могла идти ?

- В учительскую ?

Все остались ,а я, сказав , что мне надо переодеться , пошла домой , добавив :

- Ведь я ещё не комсомолка , всё ещё хожу в пионерском галстуке .

Не менее интересный случай произошёл, когда наш класс с концертом поехал в Добрый Бор . В эту субботу у нас был вечер в школе , и мне София Николаевна давала выучить наизусть небольшую поэму о несчастной любви . Я эту поэму прочитала на концерте в Добром Бору , где вела программу . Наш классный руководитель Александр Михайлович был с нами . Мне было нелегко решить для себя вопрос , где быть : с классом в Добром Бору или самой на вечере в школе . Я не устраивала два мероприятия в один вечер . И выбрала свой класс , романтическую поездку с концертом в соседнюю деревню . А в понедельник Александр Михайлович мне объявил , что я должна попросить у Софии Николаевны прощения , так как я , якобы " сорвала вечер в школе " . Так как у меня , когда нужно , была мгновенная связь и хорошие , дружеские отношения со всеми учащимися в каждом классе , я прошлась по классам и спросила :

- Были на вечере в школе в субботу ?

- Да , были , - получила ответ .

- А мне сказали , что вечер был сорван , не было вечера...

- Нет , неправда , вечер был .

- Нормальный был вечер , - твердили мне все .

- Cегодня я думаю :

- Кто его сорвал ? Ведь я не заказывала машину в колхозе , чтобы ехать в Добрый Бор . А моё желание быть с классом, тоже нормальное.

И тогда в классах я попросила учащихся :

- Помогите мне ! Я вас спрошу , был вечер или нет в субботу , а вы все хором ответите мне правду . Через урок - два построилась линейка буквой " П " . Учителя напротив в центре . Завуч вышел вперёд и сказал , что Козел Соня имеет слово . Завуч морщился и крякал , его левый глаз дёргался , брови хмурились . София Николаевна стояла скромно по его боку , чуть отставив назад своего мужа - учителя химии . Нашего Александра Михайловича нигде не было видно .

- Ну , пожалуйста, Козел , - вежливо промолвил директор Комаров .

Обстановка , спустя секунду - две , накалилась донельзя, и я, выступив шаг вперёд , приступила к делу . Всем корпусом повернулась влево , потом вправо , при этом спрашивая :

- Пятые , шестые , седьмые , восьмой класс , десятый ! Был в субботу вечер в школе ?!

- Бы - ы - ы - ыл !

- А мне сказали , что я его сорвала ...

- Не - е - е - ет !

Я стала на своё место , а от классных поступила команда разойтись всем по классам . Через несколько минут прозвенел звонок на урок . Все шло в этот и последующие дни , как ничего особенного не случилось. Учителя вели свои уроки , мы учащиеся, жили своей жизнью : оценками, тревогами, встречами и мечтами . Конечно же, я опять прошла по классам , и сказала всем учащимся школы , как здорово они меня поддержали в борьбе за справедливость , за правду .

- Спасибо Вам , - благодарила их , - я всегда буду отстаивать добро и справедливость , - искренне обещала я им .

Иногда Дмуховский Коля передавал мне записки , которые укрепляли во мне чувство достоинства и самостоятельности . Несколько раз брала велосипед, по его разрешению, и вместе с девчонками(Ирой и Яней) ехали в Ежоны , где была сельская больница и зубной кабинет , и там брали справки о состоянии здоровья , надумав поступать после девятого класса , сознавая своё бедственное положение на уроках математики . Лечили зубы . Однажды молоденькая стоматолог с большим усилием , терпением и ответственностью выдернула мне зуб и сама удивилась :

- Он совсем здоровый . Его надо было лишь немного подлечить . И показала мне со словами :

- Посмотрите , какой белый и чистый корень . Совсем здоровый зуб вырвала , - удручалась врач . А я её утешила , сказав , что в будущем мы будем лучше обращаться с моими зубами .

Мне нравились уроки истории и обществоведения , на которых изучали Конституцию БССР . Их вёл новый директор школы - Комаров Максим Александрович . Эти предметы мне были близки и понятны , а статьи из Конституции запоминались прямо наизусть целыми абзацами . Я часто спорила со своим учителем на темы кодекса строителей коммунизма , и никогда не соглашалась с лозунгом : " От каждого по способностям , каждому по потребностям ! " Мне тогда уже было ясно , что у каждого способности не могут быть одинаковыми , и потребности могли превышать способности человека и его отдачу обществу .

- Где же тогда справедливость ? - задавала я один и тот же вопрос своему учителю .

Всё шло своим чередом , медленно и серо . Мне не было покоя ни в школе , ни дома . В школе мучило сознание своей беспомощности в математике , дома - эта беспросветная нужда и работа. Никакой радости, никакого светлого момента . Чтобы как-нибудь оживить это понимание , изменить свои ощущения и мысли, я часто в субботу или воскресение навещала своих тётю и Ивана Венедиктовича в Добром Бору . Там я находила понимание , чувствовала тепло и уют дома . Я любила реку, и не только летними днями , когда на ней раздавались голоса , всплески вёсел и плыли плоты с весёлыми и загоревшими плотогонами , что каждую минуту были настороже и багром в руках направляли бревна на середину реки , заставляя их плыть по течению .

Я любила смотреть на них и думать о их жизнях , полных поворотов и неожиданностей , представляла , где они окончат свой путь или остановятся отдохнуть .

Я любила реку , когда она становилась холодной , а воды рябили от осеннего порывистого ветра и мчались , свободные, вперёд , но с каждым днём замедляли своё движение , потихоньку застывая и затягиваясь тонкими пластинками льда . И, наконец, прибежав к ней , обнаруживала, что моя река замёрзла , а через несколько дней и недель надолго покрылась белым одеялом из холодного и белого снега , что блестел и синел на солнце . И всё тогда казалось странно и тихо , просто чудно, как в другом мире . Эта тишина и голубой снег , ночное , прямо космическое , тёмно - синее небо , яркие звёзды на нём; большие и маленькие , едва заметные , но удивительно живые , мирные небольшие домишка у самой реки и на пригорке на другой стороне дороги, у самого кладбища, под столетними соснами , в ветвях которых повисла серебристая луна .

В такие вечера я мечтала встретиться с Дмуховским , мучалась , что теперь нахожусь в его деревне , но не вижу его . Иногда мы с тётей шли в клуб , а по пути она мне рассказывала о прочитанных книгах .

- А ты прочитала роман Тургенева "Накануне"? - спрашивала меня она.

- Да , как раз в школе проходим,- отвечала я.

- Я бы хотела , чтобы у тебя была жизнь , похожая на жизнь Елены , - искренне доверилась мне тётя . Я не продолжала с ней разговор о Елене , мои мысли были в Добром Бору , около Дмуховского. Я не искала с ним встреч , мне было достаточно того , что виделись в школе , интересовались друг другом , иногда передавали записки . Мечтая стать учительницей или писательницей, я уже тогда представляла, как мы с ним встретимся , а я буду в розовой блузке под зелёным свитером , в тёмной или светлой юбке , а в тон ей туфли на каблучке , обязательно буду в шляпке и с книжкой в руке . Уже тогда у меня пробуждалось чувство тяготения к определённому образу жизни .

Откуда это было или приходило в меня , я не знаю и сейчас . Но этот образ , представление себя, видение себя остаётся неизменным . И я думаю и удивляюсь :

- Как прекрасен этот образ ! Я не променяю его ни на какой другой ! Никогда...

- Откуда это ? - спрашиваю. И отвечаю себе :

- Из книг , из школы , из моей деревни , что воспитывала меня без давления и насилия. Оттуда что-то коснулось моей души и задело струну , что дремала во мне , а потом пробудилась , заговорила и запела , потребовала , подтолкнула и повела. А я ей пробивала дорогу , дала простор, все свои возможности, всё , что смогла. Берегла её в себе, поддерживала, хранила и защищала. И так до сих пор...

По-моему , здорово ! Не правда ли ?

Соня Вайсова
Вы можете оставить свой комментарий :