20135Февраль

из дневника

Рядом со смертью в моей жизни мне пришлось идти достаточно часто. Об этом рассказ впереди , но сейчас о тех случаях , что произошли в раннем детстве и совсем недавно...

Однажды Галя и Надя ( мои двоюродные сёстры , что жили через тонкую дырявую стенку в пристроенной части дома ) позвали меня с нашего общего двора за хату , где был небольшой и узкий кусочек нашего картофельного поля . В ту пору там ничего не росло , наверное , это было ранней осенью . Галя в руке держала лопату или копач , и она начала там копать яму . Надя стояла со мной и держала меня за руку ( напомню , что Надя была старше меня на год-два , а Галя на четыре-пять лет , ну а мне было четыре - пять годиков). Когда яма (сантиметров пятьдесят на сто ) была готова , Галя мне предложила лечь в неё . Надя сказала : " Ляг , примеряй... " Мне это показалось неприятным , и я не торопилась ' мерять ' эту яму , но Галя настаивала : " Ну ложись ты ! " Я упрямилась , а Надя сказала : " Ты ляг ! "Не знаю , чем бы всё закончилось , если бы но в это время меня позвал своим зычным и неприятным голосом брат Виктор. Я вырвала свою руку из Надиной и побежала на его зов , оставив сестёр одних . Мне никогда не предоставлялся случай выяснить этот момент, но когда он ещё изредка всплывает в моей памяти , я ощущаю , как близко я была к смерти.

В те годы , после войны и разрухи , в годы моего раннего детства ( родилась я в 1945 году ) , не было элементарной гигиены , не было условий и средств , чтобы её соблюдать.Так одолели меня глисты,которые часто о себе давали знать. Их было много , и они искали выход , и лезли со всех отверстий .

Раз я лежала на краю печи , и в глазах у меня было жёлто , кружилась голова , страшно тошнило . Моя мама каким-то образом оказалась возле меня , да ещё с Титовой Катей , что жила через дорогу , где мы брали воду .Тётка Катя держала в руках спички и кружку , и командовала моей маме : " Разарвi падушку ! Пер`е, пер`е давай ! " А сама положила перье в кружку , запалила его и поднесла ближе к моему лицу , носу . " Дыхай ! Дыхай ! Цягнi ý сябе!"- взволнованным , полным страха , голосом кричала тётка Катя .

Тётка Катя и мама вились надо мной , как змеи , и делали всё , что могли , чтобы глисты у меня не пошли горлом . " Задушаць , задушаць яе ! " - кричала и плакала мама . " Яшчэ давай пер`я , сюды давай ! " - держала надо мной кружку и командовала тётка Катя . Через минут десять они перестали кричать и виться надо мной , разошлись , оставив меня лежать...

Позднее , когда я училась в школе , к нам прямо на уроки приходила наша сельская врач Мария Романовна с медсестрой . Они проверяли чиcтоту наших рук , ушей , волос , и всем до единого давали таблетки от глистов . Благодаря этому , я вполне выздоровела и больше таких неприятных и опасных проблем никогда не имела .

Уже пятый год я живу и радуюсь своим движениям , мечтам и действиям . Многие из моих знакомых ещё недавно , например , прошлым летом , спрашивали меня или замечали :"Ты живешь? Я думала , что ты умрёшь... " Я им искренне отвечаю : " Живу , как видите . И мой врач думал , что я умру , и участковая не давала мне шансов . Я и сама думала , что умру .. Уже видела дорогу в небе ... к Богу . " А Янка обняла меня и сказала: " Софинька , тебя Бог оставил жить , ты нужна ещё тут , на Земле ! " " Выходит так , " - ответила я , и обняла свою милую и добросердечную знакомую - продавца в молочном магазине на тржнице .

А со мной произошло вот что . Мы уже встретились с Душаном , увидели друг друга в нашей корчме на тржнице и понемногу общались , а позднее я предложила ему перейти ко мне жить . Было нам так лучше , хорошо и приятно , но иногда я выясняла с ним отношения . И однажды я ему сказала : " Я не собираюсь терпеть , потому что в жизни мне этого было достаточно . Терпела своего первого мужа , потому что он был отцом моих детей . Да не вытерпела - развелась . Второго терпела , потому что он взял меня за жену и пригласил жить в Чехословакию . Ну а ты мне никто , и терпеть от тебя ничего и никогда не буду ! " - обьяснила и предупредила я Душана . Утром , как обычно , я проводила его на работу , а днём он пришёл раньше обыкновенного и сказал : " Я сегодня не приду к тебе . Сказал и ушёл . А я осталась лежать в постели . В последнее время ничего не ела , в глазах плавали чёрные облачки , чувствовала общую слабость , и страшно болели все суставы.

Так я опять осталась одна в ' своей ' служебной квартире моего , умершего семь лет назад , мужа . Кроме новоиспечённой неприятности, у меня была масса других , одна другой хуже и противнее . Например , суд с аэропортом по его инициативе за эту служебную квартиру или выплата экзекуции , в результате которой половина моей пенсии не поступала на мой счёт , а впереди было много ещё таких месяцев . А тут ещё и у сына , и у дочери ничего оптимистического . Расставание с Душаном было последней каплей в чаше .

И без того я не могла есть , а тут вообще перестала . И никуда не пошла , слегла . В первый день сходила в магазин , купила себе белое вино и запивала безисходность . Прошёл один , второй и третий день . Я уже не могла никуда идти , только каждые пять - десять минут в туалет - обострились мои урологические проблемы . Когда я лежала в постели , смотрела через моё большое окно в небо . Среди бело - серых облаков я видела длинную и широкую серебристую полосу , которая уходила всё выше и выше . И думала я , что это выглядит , как дорога к Всевышнему , и было мне всё безразлично .О еде и питье я даже не думала . Когда я собиралась , чтобы выйти из дома , я очень уставала и мне хотелось снова лечь .

Душан мне позвонил вечером на третий - четвертый день после нашего расставания и сказал, что завтра придёт . Я ему безразлично ответила : " Как хочешь . " А когда он пришёл , я не шла , как обычно, на кухню , не подогревала ему ужин , не включала там телевизор . И он спросил меня и один и второй раз : " Что с тобой ? " Я ничего не отвечала ему . Естественно , что я ему о своих проблемах не говорила, и он не знал о моих терзаниях , кроме суда за квартиру .Душан мне предложил вызвать скорую помощь , но я всячески отказывалась , а потом примирительно уверила его : " Утро вечера мудренее ,завтра посмотрим." А утром мне было ещё хуже , и Душан закричал высоким , не допускающим возражения , голосом : " В больницу пойдешь , вызываю скорую помощь!" Я не ответила ему ничего и начала медленно собираться . В последние дни я так располнела , что не могла натянуть колготки и свои сапоги , одни , другие , третьи...

В скорую помощь меня довели под руки , а в больнице после осмотра врачами и сдачи анализов меня положили в палату. Там я пролежала две недели . Особого лечения не происходило : диета , отобрали воду и поставили несколько капельниц , и то это было уже на второй неделе моего пребывания в больнице .Есть мне по-прежнему не хотелось , и дня два-три я не дотрагивалась к еде , не могла смотреть в ту сторону . Не ходила , едва дошла до туалета , пребывала в полудремотном состоянии . Душан приходил ко мне каждый день , нежно дотрагивался к моей руке , ноге , и я слабо улыбалась ему . А он мне делал массаж , приносил яблочки , мандаринки и просил, чтобы я что-нибудь съела в его присутствии .

Однажды я попросила его купить пижаму. Он купил ещё и ночную рубашку , хотя в жизни он такие вещи никогда не покупал . И тона красивые подобрал - пижама розовая , а ночнушка голубая . Постепенно я почувствовала голод , и попросила Душана принести мне кусочек курицы или ещё чего-нибудь съестного .Когда меня внезапно выписали перед Рождеством , и мы с Душаном приехали ко мне , я съела кусок курицы , но была ещё голодна , а дома ничего съестного не было. Но я не растерялась : начистила и сварила картошку , открыла банку маринованной цветной капусты с огурцами и наелась от души .

Прошли дни , недели и месяцы , пока я смогла выйти из дома , зайти в нашу корчму , пройтись по магазинам и рынкам . А Душан всегда был рядом со мной , переживал за меня , радовался моим успехам в деле выздоровления , ходил за мной по врачам, возил в такси и сопровождал меня в Брест . И сейчас он рядом со мной , а я не представляю без него жить в Словакии .

Соня Вайсова
Вы можете оставить свой комментарий :